Женская одежда     Мужская одежда     Обувь     Головной убор     Предметы одежды     Украшения

      ***Предметы одежды и аксессуары***

Пояс     Пуговицы     Ожерелье     Рукавицы

Пояс

     Пояс (="юсало"; "опояска";"кушак") являлся обязательной частью любого древнерусского костюма: будь то костюм женский, мужской или детский. Им подвязывали верхнюю, нательную, набедренную одежду, однако главное его назначение - охранение от злых сил: по древним поверьям нечистая сила всегда ходила неподпоясанная. Кроме того, пояс отражал социальный статус его владельца, а также был знаком воинского отличия. Он мог указывать на место воина в княжеской рати, его заслуги, принадлежность к какому-либо роду и, наконец, семейное положение.

      Пояса делались вязанными, тканными, кожаными, особое место в домонгольский период занимали пояса наборные, отличием которых являлось наличие бляшек. Некоторые учёные считают, что прототипом наборного пояса был пояс венгерского типа со свободно свисающим концом. Чаще всего подобные пояса носили купцы-воины, которые одевали с ними длинную одежду восточного покроя. Наиболее распространёнными были тканные пояса из ярких шерстяных тканей, с добавлением конопляных и льняных [1]. Тканные пояса в основном предназначались для праздников, они украшались геометрическими узорами, а их концы декорировались кистями с бисером и бусами. 

(В.И. Суриков. Старик-огородник, 1882 г.)

      Размеры поясов были различными и зависели от назначения. Для рубахи пояса делались узкими (от 1 до 10 см), но длинными (до 3 м), чтобы можно было 2-3 раза обернуть пояс вокруг талии. Пояса обычно завязывали с левой стороны и спускали вниз до колен или ниже [1]. Для верхней одежды пояса делались более широкими (от 20-40 см), но также длинными (до 3 м). Их повязывали поверх кафтана или кожуха, затыкая концы за сам пояс.
     Кожаные пояса носили только мужчины. Украшением служила металлическая пряжка, а также бляшки, набивавшиеся на кожу. Пояс также служил карманом - к нему можно было вешать мелкие вещицы. На Руси пояса для мечей имели четыре конца - два для застёгивания пояса, к которому подвешивался меч и два для подвешивания налучи или колчана [2].
     Обряд опоясывания хорошо известен у многих славянских племён. С ним связывали превращение новорождённого в человека. До этого обряда младенца считали представителем иного мира. Наличие или отсутствие пояса можно было рассматривать как специфический язык символов: женщина без пояса - символ разврата, неподпоясанный мужчина - образ бессилия, сорвать пояс- нанести оскорбление.

      Пояс являлся своеобразным оберегом. Красный пояс, подаренный женой мужу, должен был охранять его от дурного глаза и чужих жён. Удар поясом считался пожеланием удачи (так ударяли поясом свата, отправлявшегося на сватовство). Пояс должен был увеличивать мужскую силу и делал женщину плодовитой.
     В княжеской среде Средневековой Руси красивый золотой или серебряный пояс очень ценился. Богатые люди имели несколько таких поясов и, конечно, передавали их по наследству. Несколько позже (в XIII-XV веках) золотой пояс становится знаком отличия князя или боярина. А в Великом Новгороде XIV века золотые пояса являлись принадлежностью должностных лиц, входящих в состав Новгородского Совета, решавшего важные государственные вопросы.
 

(П.П. Чистяков. Великая княгиня Софья срывает с князя Василия Косого пояс, 1861 г.)

     Особым оскорблением было сорвать пояс. Такого человека считали обесчещенным, и он должен был отомстить обидчику. Так, в летописи рассказывается, что в 1433 г. на свадьбе князя Василия Васильевича великая княгиня Софья увидела, что его двоюродный брат - Василий Юрьевич, пришёл в красивом поясе: "Пояс золот, на чепех, с камениями". По праву этот пояс, принадлежавший когда-то Дмитрию Донскому, должен был перейти к Василию Васильевичу. Софья при гостях сорвала пояс с Василия Юрьевича и передала его жениху. Этот случай стал поводом для междоусобицы, которая длилась почти 20 лет.
     Постепенно пояс перестаёт играть определяющую роль, хотя основные поверья, связанные с ним, ещё остаются в народе.  Обязательно подпоясывалась нательная или домашняя одежда, верхняя - могла уже носиться без пояса. Кроме того, пояс становится признаком принадлежности его хозяина к христианской вере.

Пуговицы

      Пуговицы известны на Руси с давних пор: самые первые пуговицы на Руси датируются VI веком. Интересно, что сначала такие пуговицы не предназначались для закрепления одежды: древнерусская одежда кроилась так, что могла скрепляться булавками, фибулами или вовсе не требовала застёгивания. Тогда пуговицы выполняли только функцию магической защиты, ведь и само слово "пуговица" произошло от "пугать", "пугало".

     В одежде простых людей чаще встречаются пуговки для ворота или рукавов. Здесь пуговицы - своеобразные обереги, не пускающие к телу человека злые силы. На богатых кафтанах пуговиц могло быть очень много, и они не только охраняли, но и украшали одежду. Так, на тиглеях Ивана IV имелось на одном 48, а на другом - 68 золотых пуговиц!

     Делали пуговицы из кости, дерева, а также металла: бронзы, меди. Для знатных князей пуговки ковали из серебра и золота. В русских былинах рассказывается, насколько дорогими были иные пуговицы, подчас превосходящие по цене саму одежду: "Скоро де Забава наряжается, надевала шубку соболиную - цена то шубку три тысячи, а пуговки в семь тысяч".
     По форме пуговки были самые разные: яйцевидные, миндалевидные, грушевидные, в форме шара, сосновой и еловой шишки, гранёные, чешуйчатые, половинчатые, гладкие, чеканные, сканные, ажурные или напаянные на металл сканным орнаментом. А также осыпанные чернью, украшенные резьбой, эмалью, стёклами, камнями, жемчугом.

(Рябушкин. Семь купца, 1896 г.)

      Размеры пуговиц колебались от величины горошины до крупного яйца. Драгоценные пуговки берегли, даже после того как сама одежда ветшала, их нашивали на новую.
      Роль пуговиц сводилась не только к функции скрепления одежды, но, как и в случае с любой частью одежды, пуговицы несли определённую магическую символику. Так, известно, что пуговицы часто делались полыми, а внутрь них помещали дробину, кусочек олова или круглый камешек. При движении такие пуговки издавали приглушённый звук, похожий на бубенцы [3]. Как и в случае с обычными бубенцами и подвесками такой шум, будучи атрибутом бога громовержца, должен был отпугивать злые силы и охранять человека в пути. Выполняя роль оберегов, пуговки могли даже не скреплять одежду, а просто пришиваться сверху. В этом случае важен был только цвет (например, красный), форма (пуговки в форме яйца - символ плодородия) и узор.
     На древнерусских рубахах чаще всего крепились пуговицы "гирьки" с символикой солнца или засеянного поля. Известны также специальные пуговицы для производства заклинаний. О таких пуговках написано в былине о Дюке Степновиче и Чуриле Пленковиче:

А молодой боярин Дюк Степанович

Стал плёточкой по пуговкам поваживать,

Пуговкой о пуговку позванивать.

Как от пуговки было да до пуговки,

Налетели тут птицы клевучие,

Наскакали тут звери рыскучие.

 

     Поверья, связанные с магическими свойствами пуговиц сохраняются и сейчас. Так, известно, что если дорогу вам перебежала чёрная кошка, то миновать такое препятствие нужно с закрытыми глазами и взявшись за пуговку.

Ожерелье

     Ожерелье (от древнерусс. "жерло" = шея) - украшение в виде стоячего или отложного воротника, которое пристёгивалось к одежде и украшалось жемчугом и драгоценными камнями появился намного позже бус и гривен. В царском быту под ожерельем понимали также широкий круглый воротник, закрывающий плечи, грудь и также богато украшенный камнями и жемчугом. Постепенно первозданный вид ожерелья стал забываться, уступив место изящным шейным платкам, которые привёз в Россию Пётр I.

Рукавицы

     Рукавицы были распространены на всей территории Руси с давних пор. Их шили из сукна, холста, кожи, замши, меха, вязали из шерстяных, хлопчатобумажных, льняных нитей и даже конского волоса [1]. В холодное время или долгую дорогу могли одевать и по двое рукавиц: вязаные и сверху меховые. В зависимости от того, как именно шили рукавицы, им давались разные имена: катанки (катаные рукавицы), вязанки, плетёнки, валеги (валеные рукавицы), наконец, варежки (рукавицы из шерсти, вареные для придания им большей прочности и сохранения тепла). Разновидностью рукавиц были рукавицы перстяные или перстатные - имевшие "пальцы". Впервые о них говорит Смоленская летопись 1229 года. Такие рукавицы стали прообразом современных перчаток.

      Рукавицы на Руси входили в состав защитного доспеха: сверху они покрывались бронёй и удерживались на руке с помощью двух скобок. Такие старорусские доспешные рукавицы со временем превратились в рукавицы для кулачных боёв, широко распространённых в Московской Руси.

     Как и любой другой предмет одежды рукавицы и перчатки богато украшались: меховой опушкой, узорами, жемчугом, каменьями, золотой нитью, тканью. Конечно, такие рукавицы стоили очень дорого и передавались по наследству.

     В народных поверьях рукавицы связаны с символикой чести и удачи.

© Ольга Фёдорова, 2006


[1] И.И. Шангина. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. Изд-во: "Азбука-классика", 2003 год.
[2] Е. Изергина. Одежда славян в XI-XIII веках. Пособие по реконструкции.
[3] А.П.Василевич. С.С.Мищенко. Обыкновенная пуговица.//Энергия, №9, 2005 г., с.60-65.


Наверх


Архив новостей | Одежда | Вооружение| Устройство избы | Звери и птицы | Травник | Гостевая книга | Ссылки

В случае, если Вы заметили ошибки или неточности, а также, если у Вас есть дополнительная информация по теме или иллюстрации, пишите.
Перепечатка материалов возможна только при активной гиперссылке на сайт-источник.
 
© "Русь изначальная", 2006
Дизайн и администрирование: Ольга Фёдорова
 

Hosted by uCoz