***Женские украшения***
Краткая история Усерязи
Колты
Бусы
Браслеты
Подвески
Перстни
Краткая
история
Древние русичи
с давних пор старались по всякому
украсить себя и свою одежду. Ношение серёжек, колец, а
также назначение вышивок на рубахах и поясах объяснялось,
прежде всего,
необходимостью защиты от сглаза, воды, огня, змеи, падежа
домашнего скота,
порчи свадеб и других многочисленных опасностей, которым
подвергался человек. Узорочьем именовалось прикладное
искусство создания украшений,
которые носили буквально все: и
простые люди, и знатные.
Деревенские кузнецы делали украшения из сплавов меди или
железа, городские владели
сложной техникой ковки украшений из серебра и золота.
Среди женских украшений наиболее распространёнными были
височные кольца или усерязи.
Первоначально височные кольца являлись важным этническим
признаком: по форме и виду колец
можно было сразу определить племя, к которому относилась
носившая их женщина. Однако с развитием городов
височные кольца стали приобретать общие черты и их племенные
различия после XII века
почти стёрлись. С исчезновением
височных колец в XIV-XV веке
самыми распространёнными височными украшениями стали
колты.
В отличие от височных колец обычные серьги были менее
распространены в те времена, однако к XVI
веку их стали делать в таком количестве, что появились
даже специальные мастера-серёжечники. Серьги
носили и мужчины, и женщины. Отличало их то, что мужчины носили серёжку в одном ухе, а женщины
- в обоих.
Обычай носить серьгу встречается также в письменных
источниках X-XIV веков:
он просуществовал до XIX века.
Не менее популярными у женщин Древней Руси были
шейные украшения. Стеклянные бусы
носились женщинами всех сословий, а вот металлические обручи
- гривны были большей частью украшением зажиточных
людей. Наиболее дорогими считались билоновые гривны
(сплав меди и серебра), а наиболее распространёнными -
медные или бронзовые, иногда с серебряным покрытием
[3]. Среди шейных украшений стоит
также отметить драгоценные цепи, которые
носили преимущественно знатные женщины, ведь такое украшение
было очень и очень дорогим. В берестяной грамоте
XIII века говорится про две
цепочки, оценённые в два рубля, что равнялось в ту пору 400
беличьим шкуркам [3].
Важной
частью традиционного женского костюма были также
разнообразные нагрудные и поясные подвески.
В первую очередь, они играли роль амулетов.
Однако наиболее распространёнными среди женских
украшений были
перстни. Это объясняется, в первую очередь,
их важной ролью
в свадебных обрядах. Носили перстни на руках, иногда по
несколько на одном пальце.
Височные кольца вятичей. Серебро, гравировка,
XI-XII
вв.
Киевский исторический музей. |
Усерязи
Височные кольца или усерязи считаются
наиболее характерной частью традиционного средневекового
костюма Руси.
Изначально височные кольца носили не только в ушах:
их могли вплетать в волосы, крепить к самому головному убору
или одевать на уши. Способы крепления колец к головному
убору также были разнообразными:
на лентах, ремешках, косичках, а также прикалывание к
ленте, в виде цепочки [3].
У каждого
славянского племени имелись свои формы и особенности
височных колец: браслетообразные у
кривичей, спиралевидные у северян, семилопастные у вятичей,
ромбощитковые у новгородских словенок.
Височные кольца делались обычно из сплавов меди или
железа, хотя встречаются также серебряные и даже
золотые усерязи. По способу изготовления самыми
распространёнными были проволочные кольца, хотя встречаются
также бусичные, щитковые и лучевые [3].
|
Колты
Колты крепили на головном
уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или
ленте. Обычно они состояли из двух выпуклых
пластинок, которые соединялись вместе и сверху ещё
дополнялись дужкой для крепления. В
XI-XII веках наиболее
распространёнными были золотые колты с эмалью разных
цветов. Часто по краю колта делали жемчужные обнизи.
В XII веке также
появляются звёздчатые колты и украшения чернью
[2].
Вообще колты можно признать одними из самых
удивительных произведений прикладного искусства.
Наши мастера в поисках наилучшей игры света и тени
умело оттеняли серебро и золото чернью, а иногда
покрывали гладкую поверхность тысячами колечек, на
каждое из которых нанизывали крошечное зёрнышко
серебра. |
Колты. Золото, перегородчатая эмаль,
XII век. Киевский
исторический музей. |
Самым распространённым рисунком для колтов были
изображения птицы Сирины или древа жизни. Учёные это
связывают с символикой свадебного обряда:
здесь птицы - символ брачной пары, а дерево - знак
новой жизни. Немного позднее на колтах стали
появляться христианские мотивы, в том числе
изображения святых [2]. |
|
Бусы
Бусы носили женщины разных сословий, это было одно
из самых популярных шейных украшений. В настоящее
время насчитывается до сотни разновидностей бус,
каждые из которых отличаются по цвету и форме.
Наиболее распространёнными были стеклянные бусы В
общем выделяют четыре типа бус:
стеклянные (синего, чёрного, светло-зелёного цвета),
бусы из многослойных стеклянных палочек, дутые бусы
и многогранники [3].
Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. А
вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные
из различных материалов (золотые, жемчужные и
выточенные из драгоценных камней). |
Браслеты
Женщины Древней
Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно
распространёнными были стеклянные браслеты. Мода на
них появилась в середине
XII века и держалась до начала XIV
века. Браслеты всегда делали круглыми, но различными
по сечению: гладкие, кручёные,
витые, квадратные, рубчатые, треугольные. Богатой была и их
окраска: чёрная, коричневая,
зелёная, жёлтая, бирюзовая, фиолетовая, синяя, бесцветная
и т.д. Значительное количество браслетов делалось из янтаря.
На браслетах чаще всего изображались символы воды:
плетёнка, волнистый узор, змеиные головы. Это связано прежде
всего с назначением браслетов: они
надевались девушками во время русалий - торжеств по поводу
доброй, плодоносной воды. |
Браслеты (серебро, литьё, гравировка,
XII век). Киевский
Государственный исторический музей. |
Подвески-амулеты. Медь, литьё,
XI-XII века. |
Подвески
Подвески
носились на длинных шнурах или цепочках и крепились
к платью на груди или на поясе. Делались они из
серебра, меди, бронзы и билона. Чаще всего привески
выступали в роли оберегов и исполнялись в форме
языческих символов. Различают до 200 типов различных
видов подвесок. Наиболее популярными были подвески
символизирующие предметы быта (ложки, ключи, гребни)
или богатства (ножи, топорики), привески в форме
животных: птиц или коней,
которые были символов счастья и неизменно
сопровождались знаками солнца, а также
геометрические привески:
круглые, лунницы, крестики, ромбы и т.д.
Среди девушек особенно было популярны подвески в форме
Луны, так как именно она считалась покровительницей
незамужних. Широко распространены были
привески в виде миниатюрных гребней с двумя
звериными головами. Гребню с давних пор придавались
магические функции, как защитника человека от всякой
заразы. Конечно, широко использовалась солнечная
тематика, а также символы воды.
Все вышеназванные типы привесок просуществовали вплоть
до XIII века. Немного
дольше, до XV века,
просуществовали подвески-бубенцы. Носили их в
комплекте с другими привесками, шейными гривнами,
венцами, но чаще всего - с карманами, у пояса или
рукавов. Будучи символами бога-громовержца, своим
звоном они были призваны отгонять злых духов.
|
Кольца
Кольца - одни из
самых распространённых археологических находок. Носили их
как мужчины, так и женщины. Первые кольца были свиты из проволоки,
а вот кольца со щитком, украшенными драгоценными камнями,
уже именовались перстнями. Кольца, конечно, носили на
руках, но в захоронениях встречаются и такие, что надеваются на
пальцы ног.
Многие перстни по форме напоминали браслеты:
известны витые, плетёные, пластинчатые и другие виды
перстней.
Особенную форму имели так называемые печатные перстни,
а также новгородские перстни со вставками:
зелёными, синими, чёрными стекляшками. Такие перстни
появились около XIII века и
просуществовали до XV и позже.
Изображения на пластинке перстня были самые
разнообразные: животные,
геометрические фигуры и другие символы. Конечно, символика
перстня связывалась с именем его владельца, а потому их
использовали для оттиска на воске, скреплявшем сделку.
|
Перстень. XII век.
Киевский исторический музей. |
©
Ольга Фёдорова, 2006
[1]
Рыбаков Б.А. Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII
веков. Изд-во:"Аврора",
Л., 1971 г.
[2]
Петракова А. Русские колты. //Русский
Антиквариат, ноябрь 2001.
[3] Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней
Руси.
Наверх
Архив новостей
| Одежда |
Вооружение|
Устройство избы
|
Звери и птицы
|
Травник |
Гостевая книга
|
Ссылки
В
случае, если Вы заметили ошибки
или неточности, а также, если у Вас есть дополнительная
информация по теме или иллюстрации,
пишите.
Перепечатка материалов возможна только при активной
гиперссылке на сайт-источник.
|