***Мужской головной убор***
Краткая история
Шапка Ермолка
Колпак
Тафья
Краткая история
Если в истории
женской одежды на Руси головной убор - это прежде
всего украшение и дань традиции (замужняя женщина
должна полностью закрывать волосы), то для мужчин -
это показатель социального статуса. Чем выше мужской
головной убор, тем более высокое положение занимает
её хозяин ("По Сеньке и шапка, по Фоме и колпак").
Рабы ходили с непокрытыми головами. |
(М.
Неврев. Шут и опальный боярин.) |
Головные уборы мужчины снимали только в церкви или
дома, в них могли сидеть на царских и боярских
собраниях и даже свадьбах.
Одной из причин постоянного ношения головного убора
было соблюдение обычая по-восточному коротко
остригать волосы, а иногда и вовсе их сбривать.
Только в случае беды, которая могла постигнуть
знатного человека (царская опала или потеря
родственника), мужчина мог отпустить волосы "в знак
печали".
Среди бедного населения Руси с раннего периода
преобладали войлочные колпаки,
зимой - с узкой опушкой из дешёвого меха. Более
состоятельные носили шапки из
дорогих тканей и украшали их камнями и вышивкой, а в
комнатах иногда одевали тафью -
восточный убор. Бояре при параде могли одевать
одновременно тафью, колпак и сверху - высокую
горлатную шапку (привилегию носить такие шапки имели
только князья и бояре).
По предположениям историков [1],
в дружинной среде большое распространение получили
мурмолки. А вот всем нам известные треухи
(термин известен с
XVII века) и "произошедшие от них"
шапки- ушанки стали появляться в русской деревне
намного позже. Шапки-ушанки распространились только
в последней трети XIX
века. |
Шапка
Шапки были
широко распространены на Руси, но сначала
преобладали в княжеской среде. Первые изображения
русских князей в таких шапках относятся к
XI веку. При этом
форма их была
одинаковая: сферическая
тулья с меховой
опушкой. Такие княжеские шапки именуются в сагах
"древнерусской меховой шапкой", головным убором "знатного человека".
Богатые носили шапки из бархата или тонкого сукна, а
знатные князья - парчовые (шёлковая ткань с основой из металлических
золотых или серебряных нитей), украшенные серебром,
золотом и драгоценными камнями. Опушка летом у такой шапки
шилась из черно-бурой лисицы, соболя или бобра.
Зимой такие шапки подбивались мехом целиком. |
(Иванов. Съезд князей в Уветичах.) |
|
Ермолка
Мурмолка (="ермолка") - шапка из сукна, бархата или
парчи, вяленная или меховая. Тулья у таких шапок
расширялись кверху, иногда имели отвороты и
украшались лисьими хвостами. Конец шапки украшался
иногда серебряным
наконечником.
Сам термин мурмолка связывают с ермолкой, похожей по форме шапкой,
которую носили в России до XIX
века.
(Висковатов. Историческое
описание одежды и вооружения российских войск.
Русская одежда в XIV-XVII
веках. Терлик и
шапка мурмолка.) |
Колпак
Колпак - это
одна из самых древних на Руси форм головного
мужского убора. Изображение колпака находят на
фреске Софийского собора в Киеве и на старинных
браслетах XII века.
В XIII-XVII веках это одни из самых
распространённых головных уборов. Состоятельные люди
одевали летом атласные колпаки (преимущественно
белого цвета), пристёгивая по краям так называемое
ожерелье - околышек, украшенный драгоценными
камнями, жемчугом и т.д. На зиму колпаки внутри
делались меховыми, и этой же меховой частью они
выворачивались наружу, образуя такой же меховой
отворот. Дополнительно спереди и сзади делали
продольный разрез.
Бедные люди также носили колпаки, но летом - из недорогого
сукна, а зимой из овчины. А украшали их пуговками,
пряжками, запонками и брошками. |
|
|
Тафья
Тафья - головной
убор, пришедший с востока и являющийся
разновидностью известной нам тюбетейки. Зажиточные
люди, особенно князья, часто носили в помещениях
тафьи, которые прикрывали только макушку головы. Эти
маленькие шапочки шили из сафьяна (мягкая
тонкая кожа из овечьих и козьих шкур, окрашенная в
яркие цвета), бархата и парчи,
украшали золотом, шёлком и жемчугом.
В истории известен случай, когда царь Иван Грозный решил
ходить в тафье в церковь, из-за чего поссорился с
митрополитом Филиппом.
(А. Рябушкин. Сидение царя
Михаила Федоровича. 1893 г.)
|
©
Ольга Фёдорова, 2006
[1] Горелик М.В.
"Образ мужа-воина в Кабарии-Угрии-Руси" // Культуры
Евразийских степей второй половины
I
тысячелетия н.э. - Самара, 2001.
[2] Н.И. Костомарова. "Домашняя
жизнь и нравы великорусского народа".
Наверх
Архив новостей
| Одежда |
Вооружение|
Устройство избы
|
Звери и птицы
|
Травник |
Гостевая книга
|
Ссылки
В
случае, если Вы заметили ошибки
или неточности, а также, если у Вас есть дополнительная
информация по теме или иллюстрации,
пишите.
Перепечатка материалов возможна только при активной
гиперссылке на сайт-источник.
|