Женская одежда     Мужская одежда     Обувь     Головной убор     Предметы одежды     Украшения

                     Мужская нательная одежда     Мужская верхняя одежда

***Мужская нательная одежда: рубаха и порты***

Краткая история     Нижняя рубаха     Порты

Краткая история

    Известно, что мужская нижняя одежда, то есть та, которая непосредственно прилегала к телу, состояла из рубахи (="сорочки"; "срачицы") и портов (="гачи"). В Древней и Средневековой Руси рубахи носили как простые, так и знатные люди, и только к XVIII веку, когда у нас в одежде начинает преобладать европейский стиль, ношение рубахи становится признаком крестьянского сословия.
     В то время, когда рубахи были распространены среди всего населения, простые люди носили одну холщовую рубаху: в тёплое время она могла служить и нижней, и верхней одеждой. Люди побогаче да познатнее надевали поверх нательной ещё одну - верхнюю рубаху, часто шерстную, красного цвета. Однако покрой вне зависимости от сословия у всех рубах оставался одинаковым. 
     Кроме рубах, одевали мужчины порты длиной до щиколоток: простые люди - холщовые, а богатые предпочитали шёлковые или суконные. Книзу порты сужались и заправлялись в сапоги или, если носились лапти, оборачивались онучами. Поверх могли ещё одеваться шерстяные чулки.
     К пошиву любой одежды, и особенно нательной, на Руси относились очень осторожно. Так как одежда надевалась на тело человека, она должна была защищать его от нечистой силой. Например, такие инструменты, как валёк - орудие обмолота льна, трепало - для обработки стеблей льна после мятья, да и сама прялка,- все они снабжались символикой Солнца, призванной защитить создаваемое изделие.

Мужики в голошейках, портах и сапогах

(Гравюра. Простонародная одежда в XI веке)

    Много обычаев связано с воротниками. Перед тем как пришить его, воротник обязательно протаскивали внутрь будущей рубахи. Считалось, что после такого обряда рубаха будет сохранять жизненную силу человека.
     Известно и много других примет. Так, если женщина шила рубаху мужчине, значит между ними должна была существовать любовная связь. Любое негативное воздействие на рубаху, обязательно наносило вред и её хозяину: вот почему рубаха ни при каких условиях, не должна была попасть в руки недругов [1]. Особенно уязвимыми считались края рубахи: на рукавах, горле и подоле. Через них могли "проникнуть" в человека злые силы и болезни. Чтобы этого не случилось, рубаху в таких "опасных местах" обязательно украшали вышивкой.

Косоворотка

Нижняя рубаха

    Покрой нижней рубахи (само слово рубаха происходит от слова "руб", что означает кусок ткани) получил название туникообразный, вследствие того, что напоминал туники древних римлян. Шили рубаху из перегнутого по утку полотнища, на месте сгиба делали круглую или четырёхугольную прорезь для головы и длинный разрез на груди (косой или прямой), который потом либо застёгивался на пуговку, либо завязывался тесёмками. Под верхнюю часть рубахи могли подшивать подкладку - подоплёку, которая сохраняла ткань от пота. Часто в подол рубахи вставляли клинья, а в область подмышек - ромбические ластовицы. Такие клинья вшивались по необходимости, ведь на Руси ткань делали узкой (30-60 см). Рукава у нательной рубахи при опущенных руках должны были достигать запястья.
     Выделяют два вида мужской рубахи: голошейка - рубаха без воротника, с узким, точно по шее воротом, была известна с глубокой древности, и косоворотка - имела невысокий стоячий воротник и прямой грудной разрез, чаще расположенный с левой стороны. По последним данным  косоворотка появилась на Руси со второй половины XI века [2].
     Мужская рубаха знатного человека была длинной, иногда до самых колен, и, конечно, обильно украшалась вшивкой, сперва больше для защиты, чем для красоты. У простого человека рубаха могла быть укорочена до середины бедра, особенно короткими были рубахи ремесленников.

(М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890 год)

Порты

     Порты (="гачи"; порты в народе имели также значение одежда вообще, "штанами" их стали именовать позже) - шились из грубой шерстяной ткани и холста или, если хозяин был побогаче, из тафты, шёлка и сукна, а по описям XVI века у нас были известны штаны с меховым исподом (делали из меха с брюшка белок, песца, соболей). Порты были не очень широкими, они даже немного "обтягивали" ноги, что хорошо видно на древних фресках. Штаны делались из двух прямых полотнищ,  в шагу с клином-ластовицей, в поясе собирались на верёвку - гашник.
    
До XV века порты состояли из двух частей: верхней гачи и двух нижних ноговиц. В XVI веке гачи и ноговицы стали сшивать вместе, хотя кое-где их продолжали одевать по отдельности, в XVII веке мужчины уже носили только сшитые вместе штаны [2]. Поверх исподних штанов богатые люди могли также одевать верхние суконные или шёлковые штаны, иногда на подкладке.
     На Руси штаны издавна считались исподней одеждой, ведь и само слово "штаны"  произошло от тюркского иштон ("иш"= "внутренний";"тон" = "одежда"). Однако, скорее всего, строгого деления штанов на верхние и нижние
не существовало: одевали их по отдельности или одни на другие в зависимости от времени года и погоды.
     О том, откуда появились порты на Руси учёные долго спорят, ведь кочевавшие по нашим землям за 500 лет до н.э. скифы уже прекрасно о них знали, а во время раскопок под Владимиром были найдены останки людей в меховых штанах, датированных 20 тыс. лет назад.

---- Последние изменения от 09.05.06----

© Ольга Фёдорова, 2006


[1] Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.
[2] И.И. Шангина. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. Изд-во: "Азбука-классика", 2003.
[3]
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М., 1987. - Т.4.

Наверх


Архив новостей | Одежда | Вооружение| Устройство избы | Звери и птицы | Травник | Гостевая книга | Ссылки

В случае, если Вы заметили ошибки или неточности, а также, если у Вас есть дополнительная информация по теме или иллюстрации, пишите.
Перепечатка материалов возможна только при активной гиперссылке на сайт-источник.
 
© "Русь изначальная", 2006
Дизайн и администрирование: Ольга Фёдорова
 

Hosted by uCoz