***Женский головной убор
и украшения***
Краткая история Повязка
Венец и обруч
Повой и убрус
Кокошник и кика
Сорока
Краткая
история
Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского
национального костюма. В некоторых источниках говорится, что
традиция обязательно покрывать голову, появилась на Руси с
древнейших времён. Волосы женщины, особенно замужней,
считались опасными (прежде всего для мужчин) и могли
привлечь злые силы. Не случайно в Европе, когда рисуют
портрет ведьмы, изображают её с распущенными, часто
неубранными, волосами. Наверное, отсюда же пошла традиция
входить в церковь с покрытой головой, а также выражение
"опростоволоситься", ведь сорвать убор с женщины, обнажив её голову, было страшным оскорблением.
Совсем по-другому относились в те времена к девичьим
волосам. Девушки носили либо косу, которая начинала плестись
очень низко на затылке, либо распущенные длинные волосы.
Головной убор девушки "оставлял" макушку открытой и был
призван подчёркивать её красоту. А иначе как ещё могли
обратить на неё внимание молодцы?
Будучи изначально защитой (от злых сил или непогоды) и
украшением, головной убор женщины постепенно становится
знаком её семейного и социального статуса:
после того, как девушка выходит замуж, она сразу меняет
девичий головной убор на женский ("окручивание").
(К. Маковский. Под венец.)
С древних времён у девушек головным убором был
металлический обруч.
К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические
украшения. У каждого славянского племени они были свои,
особенные: браслетообразные у
кривичей, семилопастные у вятичей, спиралевидные у северян и
т.д. Иногда по видам височных колец археологами даже
определяются границы расселения тех или иных племён.
Крепились такие кольца у виска на металлический обруч или
даже вплетались в волосы, одевались кольцом на ухо и т.д. Из
праздничных уборов уже тогда существовало у девушек некое
подобие кокошника,
повязка ("чело кичное") и венец,
а из украшений - височные кольца, очелье, подвески, бляшки,
пряжки.
Женский головной убор замужней женщины предполагал полное
"покрытие" головы. В X-XI веке это
подобие головного полотенца, которым оборачивали голову, так
называемый повой. Несколько позже
такое полотно будет богато украшаться и станет
убрусом. В
XII-XV
веках женщины из богатых и знатных сословий используют целую
комбинацию несколько уборов:
повойник,
убрус и поверх - кика или круглая
шапочка с мехом по краям (особенно зимой). Передняя часть
кики позже становится съемной и получает название очелья
(хотя по данным некоторых историков очелье могло
существовать и раньше, и одеваться прямо на повой
[4]). Очелье особенно богато
украшается жемчугом, бисером и т.д. У женщин украшения крепились уже не к волосам (как это бывало
у девушек), а прямо к головному убору. Сначала это различные
височные украшения, а к XIV - XV
векам самыми распространёнными становятся рясы.
Женщины менее богатые и знатные в XI-XII
веках и позже чаще носили сороки и
менее дорогие убрусы, без богато-украшенной кики. Что
касается платков, то как самостоятельный женский убор его
начинают использовать где-то с XVII
века. Тогда он начинает вытеснять убрусы и головные
полотенца, становясь основным убором.
Повязка
Повязка
(="налобник") -
один из самых древних ленточных головных уборов (уже
известен в X веке),
представляющий собой полоску шёлковой, парчовой,
бархатной или шерстяной ткани. Сначала - это просто
кусок ткани, сложенный в несколько раз и завязанный
на голове так, чтобы закрывать лоб или темя. Такую
ленту часто украшали вышивкой.
Несколько более сложную конструкцию имеет повязка с нашитыми сверху
бляхами или лентами. На лбу или темени она могла
иметь основу-подкладку длиной около 50 см. Под косой
её завязывали верёвочками, а вниз, на спину,
спускали уже сузившееся продолжение повязки- ленты.
Повязки носили девицы из небогатых сословий. Их одевали чаще
всего по праздникам и даже на свадьбу, вместо венца.
Замужние женщины также могли использовать повязки,
но одевали их уже на покрытую голову. |
(В.И.
Суриков. Портрет Матвеевой. 1909. Акварель.) |
Венец и обруч
На Руси девицы всегда носили крепившиеся на затылке
узкие металлические обручи. К ним крепились височные
кольца и другие украшения. Обруч из кожи или
бересты, обтянутый тканью и богато украшенный
(бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным
жемчугом и каменьями) становился венцом.
Венец также мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю
часть, которая называлась очельем. |
(Д.Левицкий.
Портрет Агафьи
1785 г.) |
Все височные украшения могли крепиться уже не только
к волосам, но и к самому венцу:
сначала это височные кольца, а к
XIV веку -
подвески из бисера или драгоценных камней, которые
получили название рясы.
Скорее всего, венец является
продолжением венка, одного из самых древних девичьих
украшений на Руси. Цветы венка крепились на
берестяном или железном ободке и также обильно
украшались перьями, бусами, золотом и лентами разных
цветов.
В древности венок
девицы носили на распущенные волосы. Здесь он неотъемлемая часть любого обряда, в котором
принимает участие незамужняя девушка (сбор трав,
прыжки через костёр). После проведения любого
ритуала венок "полагается сжечь или бросить его
подальше:
на дерево, крышу дома или другого
строения" [1].
Однако чаще
всего венец - это головной убор девушки,
надеваемый ею на свадьбу или по праздникам.
Как известно, главной красой
девичьей на Руси была её коса, а потому в
большинстве девичьих уборов макушка оставалась на
голове открытой. Если девушка могла носить венец,
она была незамужней. Отсюда венец - символ
девичества. Выходя замуж, девица прощается со своим
венцом или его похищает жених (обычай): |
Ах
ты, братиц мой, ясный сакол!
Ты вспань на добра коня,
Дагонь яснова маева сакола
Атыми мой залот вянец!
/Песня Псковщины/
Венец - очень древний головной убор. Само слово
"венец" происходит от русского "венить"="заниматься
жатвой". "Жатва - вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу "на вено" (="на
жатву"), за что и должен был заплатить родителям
выкуп" [2], так как они своей помощницы лишались. Обряд венчания также происходил с использованием
венков. Надев венки из цветов, жених и
невеста ходят вокруг цветущего кустарника (обычно
венчание происходило весной, когда особенно славился
Руссами бог Ярило). Отсюда же пошла поговорка:
"Вокруг куста венчаны". |
(М.В. Нестеров.
Смерть Александра
Невского. 1900 г.) |
Повой и убрус
Повойник (волосник;
подубрусник) - это старинный головной убор
замужней женщины, который был известен уже в
X веке. Первоначально
представлял собой полотенце, которым женщины
полностью покрывали голову, а иногда шею и плечи.
Поверх, на голове, для закрепления надевалась
повязка или лента. Интересно, что для украшения
женщины использовали сплетённые из шерсти косы,
которые затем могли комбинироваться с височными
украшениями.
Несколько позже (XV-XVI века)
под повойником уже понимают подобие шерстяной шапочки, напоминавшей чепец, стянутый на
затылке верёвочками или закреплённый на голове
шерстяной лентой. Под него полностью
убирались волосы, а сверху ещё надевался убрус -
вышитое полотняное, а у знатных женщин - шёлковое,
белое или красное полотно, концы которого богато
украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и
спину. |
Кокошник и кика
Впервые само
название "кокошник" встречается в документах
XVI века. Слово "кокошник"
происходит от древнеславянского слова "кокош",
означающего курицу-наседку или петуха. Тем не
менее уже в погребениях Новгорода, относящихся к
X-XII веку встречаются
некоторые подобия кокошника:
твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и
закрывавшего голову полностью до ушей.
|
(К. Маковский.
Боярыня.) |
Кокошники считаются головными уборами замужних
богатых женщин, учёные полагают, что крестьянки того
времени вместо них предпочитали носить
убрусы и
сороки.
Существует множество кокошников. На каждой территории
имеются свои особенности:
кокошники отличаются по форме
и украшениям. В Центральных районах России
были треугольные, кокошники, напоминавшие полумесяц,
на севере - однорогий конус (="шишак"), в южных -
двурогий (разные виды кокошников см. на рис. "Под венец").
"Твёрдая часть кокошника часто пришивалась к
шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье
кокошника могли украшать жемчугом, бисером и цветным
стеклом в металлической оправе"
[1], а к вершине прикрепляли покрывало из
кисеи, падающее на плечи.
Часто поверх кокошника одевали платок (завязывали у подбородка или
закалывали). |
(Н. Неврев.
Бытовая сцена 17 века.) |
Кокошники также
украшали жемчужными
поднизями, которые крепились к передней части
очелья и спускались на шею и лоб (см. рис. слева).
Разновидностью кокошника можно считать кику (см.
рис. справа), по форме напоминавшую птицу. Её
название происходит от названия
лебединого
крика (кликать, кричать). Кика получила распространение около XV
века, будучи тогда убором цариц. Её надевали поверх
повойника. Главным её отличием от кокошника можно
считать то, что она представляла собой твёрдую шапку
с плоским верхом. Иногда имелись по бокам части,
прикрывавшие уши. |
Сорока
Сорока (кичка,
рога) - один из самых древних русских головных
уборов замужней женщины. По данным
археологических раскопок сороку носили в
XII веке и уже тогда она
была широко распространена по всей территории
России. Обычно сорока состояла из следующих частей:
кичка, сорока, позатылник, налобник,
платок. Кичка - круглая холщовая шапочка, на её
передней, лобной, стороне прикрепляли твёрдую часть
из луба (подкорье липы или вяза), деревянных
дощечек, бересты или других материалов. Верхняя,
возвышающаяся над шапочкой часть называлась кичкой
(или "роги", "сдериха"). Они были самых разных форм:
лопатообразной, полукруглой и в виде рогов. Рога -
издавна символ плодородия, возможно, такой же смысл
они несут в сороке.
Сама сорока представляла собой
вытканное длинное полотно которое крепилось на кичке
и спускалось ниже на спину и плечи. Позатылник -
ткань на твёрдой основе, уложенный сзади, чтобы
прикрывать волосы на затылке. Налобник - расшитая
полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и
виски. Поверх сороки ещё завязывался платок. |
(Неизвестный художник. Женщина с мальчиком у
колодца.)
|
---- Последние
изменения от 30.09.06----
© Ольга Фёдорова, 2006
[1]
И.И. Шангина. Русский традиционный быт. Энциклопедический
словарь. Санкт-Петербург. Изд-во:
"Азбука-классика", 2003 год.
[2] А.Н. Афанасьев.
Мифология Древней Руси. Поэтические воззрения славян на
природу. Москва. Изд-во: "Эксмо",
2005 год.
[3] Н.М. Каминская. История
костюма.
[4] Л.Н. Пушкарёва. Женщины
Древней Руси.
Наверх
Архив новостей
| Одежда |
Вооружение|
Устройство избы
|
Звери и птицы
|
Травник |
Гостевая книга
|
Ссылки
В
случае, если Вы заметили ошибки
или неточности, а также, если у Вас есть дополнительная
информация по теме или иллюстрации,
пишите.
Перепечатка материалов возможна только при активной
гиперссылке на сайт-источник.
|