Женская одежда     Мужская одежда     Обувь     Головной убор     Предметы одежды     Украшения

Женский головной убор     Мужской головной убор                                                 

***Мужской головной убор***

Краткая история     Шапка     Ермолка     Колпак     Тафья

 Краткая история

      Если в истории женской одежды на Руси головной убор - это прежде всего украшение и дань традиции (замужняя женщина должна полностью закрывать волосы), то для мужчин - это показатель социального статуса. Чем выше мужской головной убор, тем более высокое положение занимает её хозяин ("По Сеньке и шапка, по Фоме и колпак"). Рабы ходили с непокрытыми головами.

(М. Неврев. Шут и опальный боярин.)

     Головные уборы мужчины снимали только в церкви или дома, в них могли сидеть на царских и боярских собраниях и даже свадьбах.
     Одной из причин постоянного ношения головного убора было соблюдение обычая по-восточному коротко остригать волосы, а иногда и вовсе их сбривать. Только в случае беды, которая могла постигнуть знатного человека (царская опала или потеря родственника), мужчина мог отпустить волосы "в знак печали".
   Среди бедного населения Руси с раннего периода преобладали войлочные колпаки, зимой - с узкой опушкой из дешёвого меха. Более состоятельные носили шапки из дорогих тканей и украшали их камнями и вышивкой, а в комнатах иногда одевали тафью - восточный убор. Бояре при параде могли одевать одновременно тафью, колпак и сверху - высокую горлатную шапку (привилегию носить такие шапки имели только князья и бояре).
     По предположениям историков [1], в дружинной среде большое распространение получили мурмолки. А вот всем нам известные треухи (термин известен с XVII века) и "произошедшие от них" шапки- ушанки стали появляться в русской деревне намного позже. Шапки-ушанки распространились только в последней трети XIX века. 

Шапка

    Шапки были широко распространены на Руси, но сначала преобладали в княжеской среде. Первые изображения русских князей в таких шапках относятся к XI веку. При этом форма их была одинаковая: сферическая тулья с меховой опушкой. Такие княжеские шапки именуются в сагах "древнерусской меховой шапкой", головным убором "знатного человека".
     Богатые носили шапки из бархата или тонкого сукна, а знатные князья - парчовые (шёлковая ткань с основой из металлических золотых или серебряных нитей), украшенные серебром, золотом и драгоценными камнями. Опушка летом у такой шапки шилась из черно-бурой лисицы, соболя или бобра. Зимой такие шапки подбивались мехом целиком. 

(Иванов. Съезд князей в Уветичах.)

Ермолка

    Мурмолка (="ермолка") - шапка из сукна, бархата или парчи, вяленная или меховая. Тулья у таких шапок расширялись кверху, иногда имели отвороты и украшались лисьими хвостами. Конец шапки украшался иногда серебряным наконечником.
    Сам термин мурмолка связывают с ермолкой, похожей по форме шапкой, которую носили в России до XIX века.

(Висковатов. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Русская одежда в XIV-XVII веках. Терлик и шапка мурмолка.)

Колпак

    Колпак - это одна из самых древних на Руси форм головного мужского убора. Изображение колпака находят на фреске Софийского собора в Киеве и на старинных браслетах XII века.
    В XIII-XVII веках это одни из самых распространённых головных уборов. Состоятельные люди одевали летом атласные колпаки (преимущественно белого цвета), пристёгивая по краям так называемое ожерелье - околышек, украшенный драгоценными камнями, жемчугом и т.д. На зиму колпаки внутри делались меховыми, и этой же меховой частью они выворачивались наружу, образуя такой же меховой отворот. Дополнительно спереди и сзади делали продольный разрез.
    Бедные люди также носили колпаки, но летом - из недорогого сукна, а зимой из овчины. А украшали их пуговками, пряжками, запонками и брошками.

(В. Нестеров.
Два лада.)

Тафья

   Тафья - головной убор,  пришедший с востока и являющийся разновидностью известной нам тюбетейки. Зажиточные люди, особенно князья, часто носили в помещениях тафьи, которые прикрывали только макушку головы. Эти маленькие шапочки шили из сафьяна (мягкая тонкая кожа из овечьих и козьих шкур, окрашенная в яркие цвета), бархата и парчи, украшали золотом, шёлком и жемчугом.
    В истории известен случай, когда царь Иван Грозный решил ходить в тафье в церковь, из-за чего поссорился с митрополитом Филиппом.

(А. Рябушкин. Сидение царя Михаила Федоровича. 1893 г.)

© Ольга Фёдорова, 2006


[1] Горелик М.В. "Образ мужа-воина в Кабарии-Угрии-Руси" // Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. - Самара, 2001.
[2] Н.И. Костомарова. "Домашняя жизнь и нравы великорусского народа".

Наверх


Архив новостей | Одежда | Вооружение| Устройство избы | Звери и птицы | Травник | Гостевая книга | Ссылки

В случае, если Вы заметили ошибки или неточности, а также, если у Вас есть дополнительная информация по теме или иллюстрации, пишите.
Перепечатка материалов возможна только при активной гиперссылке на сайт-источник.
 
© "Русь изначальная", 2006
Дизайн и администрирование: Ольга Фёдорова
 

Hosted by uCoz