Женская одежда     Мужская одежда     Обувь     Головной убор     Предметы одежды     Украшения

                      Мужская нательная одежда     Мужская верхняя одежда

***Мужская верхняя одежда***

Краткая история     Верхняя рубаха      Шаровары      Кафтан     Свита     Корзно     Вотола     Кожух

Краткая история

     Мужская одежда Древней Руси во многом испытала влияние других культур. Сначала это были скифы*, от которых мужчины Руси унаследовали привычку носить штаны и кафтаны, а также использовать в качестве украшений височные подвески, браслеты и серьги. Затем, с середины IX века, благодаря культурным и торговым связям с Византией, в княжеской среде пошла мода на декоративные, расшитые золотом и серебром ткани, прямой, неприталенный покрой и даже отдельные элементы одежды - например, византийский плащ корзно.
    Возможно благодаря этому у мужей Древней Руси имелся богатый выбор верхней одежи. Поверх нательной рубахи они могли надеть рубаху верхнюю, длинную, одевавшуюся через голову свиту или распашной кафтан. Разновидностью свиты, но длиной немного ниже пояса, считают жупаны (="кабать"), которые носили преимущественно князья и богатые люди. По одним источникам это иноземная одёжа, по другим - наша, название которой пришло из древнерусского языка.
    В холодное время на плечи накидывали плащ - вотолу, которую носили все, вне зависимости от достатка или знатности. Хотя по особым, торжественным случаям, князья, подчиняясь византийской моде, предпочитали ей плащ корзно. Ну а морозной зимой не было ничего лучше меховой одежды. Благодаря богатым запасам пушнины в меховые кожухи могло одеваться почти всё население Руси.
     Кроме будничного и праздничного платья, известно было и смирное платье, которое одевалось в печальных случаях. Оно прежде всего отличалось цветами: чёрным, гвоздичным, вишнёвым и бордовым.
     До XII века в одежде Руси всё ещё преобладали византийские мотивы, что впрочем соответствовало общей моде на греческое платье, бывшей тогда в Западной Европе [3]. Однако после продолжительно периода, который в традиционной истории называют татаро-монгольским нашествием, население Руси многое позаимствовало от азиатских народностей, в частности татар и турок. От них же произошло большинство названий современной одежды и обуви. Тем не менее, несмотря на значительное влияние азиатской моды, русские долго ещё сохраняли верность греческим традициям, на что указывают большинство иностранцев, описывающих быт и нравы Руси того времени. По мнению многих историков, это объяснялось не столько привычкой, сколько связью византийской моды с православной религией, с которой она вместе и пришла когда-то к народам Древней Руси.
     Одежда была важным показателем сословия, к которому принадлежал носивший её мужчина. Однако, если человек низшего сословия являлся в одежде, которая была "присвоена" высшему, он почитался изменником. Известно также, что со временем царские кладовые стали полниться огромными запасами одежды, в особенностей меховой. Они жаловались от царей в награду, а также по особым случаям выдавались лицам, которые должны были присутствовать на церемониях. Иногда, за особую плату, их выдавали частным лицам для собственного потребления [3].
 

Верхняя рубаха

    Одевалась поверх нижней, нательной рубахи. Иногда её называли красной сорочкой. Верхняя рубаха обычно была прямой, но по бокам - расширенной клиньями, для придания свободы движения. В рубаху вшивались длинные узкие рукава, а на кисти - зарукавья, по типу манжет.

Красная рубаха и шаровары

(Паульс. "Великороссы". Хромолитография.)

     Разрез у рубахи делали обычно спереди, он либо застёгивался на пуговицу, либо завязывался верёвочками. Поверх, закрывая разрез рубахи, в особых случаях могли надеть ожерелье - вышитый, украшенный жемчугом, съёмный воротник. На спине он застёгивался на пуговку. В завещании Ивана Калиты говорится про "ожерелье сожоно, а исподней ряд снизон, да четыре у него пуговицы жемчужны".
     Верхнюю рубаху носили поверх штанов и завязывали поясом. По вороту, рукавам и подолу обычно пришивалась тесьма из шёлковых, шерстяных или золотых нитей (галуны).

Шаровары

      Шаровары (от иран. через тюрск. "штаны") известны на Руси с давних пор. Уже в IX веке о них пишут арабские историки, то же подтверждают археологические находки. Шаровары, действительно, были очень широки и под коленом собирались в гармошку, подвязывались полоской материей, и сверху закреплялись ремнём или тесьмой.
     Одни историки предполагают, что шаровары пришли к нам с востока, другие - отмечают их скандинавское происхождение.

Кафтан

     Длинные кафтаны (слово тюрск.-перс. происхождения) на пуговицах или тесёмках, с длинными рукавами, известны на Руси с давних пор: первые их изображения находят в Изборнике Святослава** 1071 года,  хотя сам термин "кафтан" учёные относят к XV веку. Кафтаны относят к распашной одежде, которая отличается тем, что имеет разрез спереди, а также полы, которые запахивали и застёгивали на пуговки или застёжки.
     В княжеской и дружинной среде кафтаны были длиной до колен и рукавами по локоть. Спереди у кафтанов нашивались нагрудники, вышитые шёлковой тесьмой и украшенные характерными для кафтанов застёжками- разговорами. Кафтаны чаще всего шились с отложным воротником или без него, с глубокими вырезом спереди, чтобы видно было расшитую рубаху. Украшением кафтана также служили бронзовые или золотые пуговицы.
      К XV веку кафтан получил широкое распространение среди разных слоёв населения Руси.

Кафтан с козырем

(К.В. Лебедев. Боярская свадьба. 1883 год.)

Княжеская одежда XI век (старинная гравюра)

     Кафтаны стали делать разной длины, из разной ткани (преимущественно из шёлка, хотя известны кафтаны из кожи, сверху обшитые шёлком) и существенно менять его покрой. Также отличительной чертой кафтанов стали необычно длинные рукава, которые либо собирались у кистей в гармошку (см. рис. сверху), либо делались откидными. В холодное время они могли служить перчатками, а зимой - муфтой.
     К праздничному богатому кафтану мог также пристёгиваться высокий воротник, закрывавший весь затылок, который назывался козырем. Козырь считался необходимым элементом в одежде истинного модника того времени (отсюда выражение: "Ходить козырем"). Наружную сторону его делали из бархата, атласа, парчи, обильно украшали жемчугом и драгоценными камнями.
     В зависимости от ткани и покроя стали различать кафтан турский (длиннополый, застёгивающийся у горла на пуговку, с откидными рукавами), становой кафтан (с широкими клиньями в полах, широкими рукавами), кафтан русский и терлик (кафтан с перехватом и короткими рукавами. 

Становой кафтан и горлатная шапка (старинная гравюра)

     Однако большинство из перечисленных кафтанов были одеждой дворовых людей. Кафтаны, сшитые из дорогих тканей (атлас, бархат, камка, тафта) и мехов (соболя, куницы), а также обильно украшенные пуговицами (от 8 до 30 золотых или серебряных пуговиц на кафтан, иногда обнизанных жемчугом), могли позволить себе только богатые люди.
  Для крестьян кафтан был праздничной одеждой, его делали из сукна домашней выработки и украшали медными пуговицами. После того, как знатные сословия в XVIII веке перешли на западноевропейскую одежду, кафтан стал считаться преимущественно одеждой деревенского населения и некоторых горожан (извозчики, разносчики).

Свита

     Свитой (="свиткой") называли туникообразную одежду прямого покроя, расширявшуюся книзу за счет вшитых в бока клиньев, с длинными узкими рукавами. Длиной свита была ниже колен, иногда полы её доходили до икр. Свиту делали из толстой льняной, конопляной ткани или сукна. На зиму её подбивали мехом. От другой одежды свита отличалась тем, что одевалась через голову. Для этого на груди до пояса делался разрез, который застёгивался с помощью петлиц на костяные пуговицы или металлические застёжки. Петлицы вообще считаются характерным признаком древнерусского платья. Края подола свиты могли обшиваться полосками тонкой кожи, чтобы защитить её от износа и для украшения - галунами.
     Свита упоминается в письменных источниках XI века ("Повесть временных лет"), а также в берестяных грамотах Великого Новгорода. Неизвестно, была ли она в то время исключительно мужской одеждой, но в более позднее время носили её как мужчины так и женщины. К XVIII-XIX веку, существенно поменяв покрой, свита становится повседневной и праздничной одеждой русских крестьян. 

Корзно

     Корзно - княжеский плащ, длиною до полу, застёгивающийся на правом плече с помощью красивой, драгоценной застёжки - фибулы. Такой плащ имел прямоугольную или округлую форму, шился из дорогих, часто привозных византийских тканей, внутри имел подкладку яркого цвета, украшался меховой опушкой и галунами. Носили корзно на одном плече: правая рука в нём оставалась свободной, левая была покрыта полой [2].

Свита с ожерльем и плащ корзно

(Н. Неврев. Роман Галицкий принимает папских послов.)

     Впоследствии, когда русичи, подражая восточным кочевым племенам, без коня не стали делать и шагу из дому, длинный корзно стал неудобен и его значительно укоротили. Поменяв покрой, а вскоре и само название, он обратился в короткий плащ.

Вотола

     Вотола (само слово изначально обозначало толстую, плотную ткань) - разновидность плащевидной одежды без рукавов, шилась из толстой льняной ткани, княжеские - из дорогих привозных тканей. Вотола накидывалась поверх другой одежды (чаще свиты) и была длиной до колен или икр, по некоторым источникам, имела капюшон. Вотолы носили и князья, и простые люди, отличались они только материалом да ещё тем, как застёгивались у шеи: фибулой, пуговкой или за неимением таких украшений, завязывались верёвочками.

Кожух

     Кожухом именовалась любая одежда из кожи и мехов, но преимущественно это была зимняя одежда по типу шубы, сшитая мехом вовнутрь (в особо ненастную погоду бедные люди могли носить кожухи мехом наружу). Впоследствии долгополый кожух стали именовать тулупом, длиной до колен - шубой (арабское происхождение, термин известен с XV века), по колено или короче - полушубком. Различали также обычный нагольный и крытый кожух, который отличался тем, что сверху на него нашивалась нарядная материя (сукно, камка, атлас, бархат) или даже золототканое шитьё. Кожухи также могли украшаться кружевами и жемчугом. Так, на Данииле Галицком для встречи иноземных послов был надет  "...кожюх оловира грецкого и круживы златыми плоскими ошит". Позже, в XVI-XVII веке термин кожух стал применяться только к нагольной меховой одежде.
 

(Иванов С.В. Семья. 1900 год.)

     Благодаря широкому распространению пушнины и вообще разного рода мехов, кожух зимой надевал и знатный и бедный люд, хотя у богатых хозяев шуба в доме была не одна. Как и с другими предметами одежды, здесь покрой кожуха оставался одинаковым, и отличался только самим мехом. Так, например, знатному человеку не пристало облачаться в медвежий кожух, не лучшим был для него и овчинный. После распространение овцеводства на Руси овчинный кожух стал доступен всем слоям населения. Князья и бояре облачались в шубы из соболей, горностаев, куниц и других дорогих мехов.

© Ольга Фёдорова, 2006     


* Скифы - древнейшая из известных науке народностей, живших на территории Древней Руси. Племена скифов кочевали по территории южной Украины в VII-III вв. д.н.э. Их образ жизни подробно описал греческий историк Геродот. Как показали археологические раскопки скифских курганов, особенно высокого мастерства достигли скифы в создании ювелирных украшений (обручи, ожерелья, браслеты, подвески).  

** Изборники Святослава - древнейшие сборники Киевской Руси, первый из которых был написан в X веке для болгарского царя Симеона, а в 1073 году переписан для князя Святослава Ярославича. В него входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэзии, притчи и загадки.


[1] Большая Советская Энциклопедия, том 2.
[2]
Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв. // Древняя одежда народов Восточной Европы. - М., 1986.
[3] Висковатов. Народная гражданская одежда с 862 по 1700 года.

Наверх


Архив новостей | Одежда | Вооружение| Устройство избы | Звери и птицы | Травник | Гостевая книга | Ссылки

В случае, если Вы заметили ошибки или неточности, а также, если у Вас есть дополнительная информация по теме или иллюстрации, пишите.
Перепечатка материалов возможна только при активной гиперссылке на сайт-источник.
 
© "Русь изначальная", 2006
Дизайн и администрирование: Ольга Фёдорова
 

Hosted by uCoz